5-9 Программа воспитания и ПВР на 2021-2022

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Грековская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грековская ООШ)
СОГЛАСОВАНА
педагогическим советом
МБОУ Грековская ООШ
(протокол от 18.08.2021 № 1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Грековская ООШ
от 18.08.2021 № 64

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2021-2022 учебный год
на уровне основного общего образования
(5-9 класс)

Составители:
Старшая вожатая Байденко Н.В.

Зам. директора по УР Зайцева Т.В.

сл. Греково
2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.
1. Особенности воспитательного процесса в школе
2. Цель и задачи воспитания
3. Виды, формы и содержание деятельности
Модуль 3.1. «Ключевые общешкольные дела»
Модуль 3.2. «Классное руководство»
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Модуль 3.4. «Школьный урок»
Модуль 3.5. «Самоуправление»
Модуль 3.6. «Детские общественные объединения»
Модуль 3.7. «Профориентация»
Модуль 3.8. «Работа с родителями»
Модуль 3.9. «Профилактика
Модуль 3.10. «Точка роста»
4. Основные направления анализа воспитательной работы
5. Календарный план воспитательной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ Грековская ООШ (далее – Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания»,
утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического
объединения

по

общему

образованию,

с

Федеральными

государственными

образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования, Приказом «О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения
России, 2020, № 172)
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный
мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная

программа

является

обязательной

частью

основной

образовательной программы МБОУ Грековская ООШ и призвана помочь всем участникам
образовательного

процесса

реализовать

воспитательный

потенциал

совместной

деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской
идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности школы.
Программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а
описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися.
Программа воспитания МБОУ Грековская ООШ включает в себя четыре основных
раздела:
1.

«Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».

2.

«Цель и задачи воспитания».

3.

«Виды, формы и содержание деятельности».

4.

«Основные направления самоанализа воспитательной работы».

Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося
воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами,

отношениями. Программа позволяет педагогическим работникам МБОУ Грековская ООШ
скоординировать свои усилия, направленные на воспитание младших и старших
школьников.
РАЗДЕЛ

1.

ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗУЕМОГО

В

ШКОЛЕ

учреждение

Грековская

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

Основная общеобразовательная школа (далее МБОУ Грековская ООШ) расположена в
слободе

Греково Миллеровского района Ростовской области, по адресу улица

Центральная, дом 3.
Социально – экономическая сфера развита слабо. В шаговой доступности школы
расположены

учреждение дошкольного образования – МБДОУ Грековский д/с

«Солнышко», социальные объекты: сельский Дом Культуры, сеть магазинов, МБУК
межпоселенческая библиотека, отделение почты России.
МБОУ Грековская ООШ
организации

тесно сотрудничает с указанными объектами для

учебно-воспитательного

процесса,

дополнительного

образования

и

социокультурной деятельности.
Большая часть обучающихся, свыше 70 % заняты в кружках по интересам, секциях,
детских и молодежных объединениях, работе сельского дома культуры.
В МБОУ Грековская ООШ действуют волонтерский и экологический отряды,
дружина юных пожарных (ДЮП), юные инспекторы движения (ЮИД).
По вопросам профориентации обучающихся, получающих основное общее
образование, МБОУ Грековская ООШ сотрудничает с Миллеровским казачьим кадетским
профессиональным — техникумом, Миллеровским — техникумом агропромышленных
технологий и управления, Митякинским техникумом агротехнологий, Тарасовским
многопрофильным техникумом.
У обучающихся МБОУ Грековская ООШ есть возможность в каникулярное время
оздоравливаться в пришкольном лагере, в загородных муниципальных лагерях отдыха.
В МБОУ Грековская ООШ на 01.09.2021 года обучается 40 человека, все они
проживают в на территории слободы.

Состав обучающихся школы неоднороден и

различается:



по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка

и его уровня подготовки к обучению в школе. Основными проблемами в развитии
являются нарушения речи, задержка в развитии, умственная отсталость. Имеются
обучающиеся по программам коррекционно-развивающей направленности. Ежегодно

разрабатываются программы по курсам внеурочной деятельности.



по социальному статусу, который зависит от общего благополучия семьи

или уровня воспитательного ресурса отдельных родителей присутствуют обучающиеся с
неблагополучием, с девиантном поведением.
Педагогический коллектив МБОУ Грековская ООШ
Большая часть, 90 %, это

составляет 9

человек.

квалифицированные учителя с большим стажем и

педагогическим опытом. 10 % молодые специалисты с достаточно высоким уровнем
творческой активности и профессиональной инициативы. Именно педагоги выступают
основным источником положительного влияния на детей.
Наряду с положительными имеются возможные отрицательные источники влияния
на детей-социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией
досуга ребенка.
В МБОУ Грековская ООШ созданы все необходимые условия для обучения и
воспитания детей: кабинеты обеспечены компьютерной техникой и доступов в сеть
Интернет, имеется кабинет трудового обучения, большой спортивный зал, оснащенный
спортинвентарем и различными спортивными тренажерами, спортивная площадка.
Необходимые меры доступности и безопасности обеспечены в соответствии с
нормативными требованиями.
Рассмотрев социальный статус населения слободы, можно сделать вывод о его
неоднородности: большинство населения – люди среднего или преклонного возраста,
наблюдается полинациональность.
Вблизи школы расположена Братская могила с захоронением воинов, погибших
при освобождении сл. Греково

в годы Великой Отечественной войны и часовня,

возведенная на месте разрушенной церкви.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и обучающихся:
1. неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
2. ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
3. реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических

работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
4. организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; системность,
целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются:
1. ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
2.

коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное

проведение и коллективный анализ их результатов;
3. создание

таких

условий,

при

которых

по

мере

взросления

ребенка

увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
4. ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
5.

ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую(в разрешении конфликтов) функции.

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях,
(таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)
общей целью воспитания в МБОУ Грековская ООШ является формирование у
обучающихся

духовно-нравственных

ценностей,

способности

к

осуществлению

ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории,
способности к успешной социализации в обществе – личностное развитие обучающихся
проявляющееся в:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть
в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего
этим ценностям опыта поведения;
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими
опыта осуществления социально-значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной
динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его
личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и
обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого
ребенка по своему саморазвитию – являются важным фактором успеха в достижении
поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:

- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по
созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные
возможности общешкольных ключевых дел,

- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,

поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;

- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование,
организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;

- инициировать

и

поддерживать

деятельность

детских

общественных

организаций;

- вовлекать обучающихся в кружки иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;

- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление
коллективных ценностей школьного сообщества;

- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и
положительного имиджа и престижа Школы;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней целевые приоритеты, соответствующие уровню
основного общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не
единственное внимание:
1.

В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего

образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:

- становления

собственной жизненной позиции подростка, его собственных

ценностных ориентаций;

- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому
миру;

- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:



к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;



к

труду

как

основному

способу

достижения

жизненного

благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и

ощущения уверенности в завтрашнем дне;



к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в

котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;



к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее

существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;



к миру как главному принципу человеческого общежития, условию

крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;



к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему

будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;



к культуре как духовному богатству общества и важному условию

ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;



к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его

хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;



к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как

равноправным

социальным

партнерам,

с

которыми

необходимо

выстраивать

доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;



к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, т.к. именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета
в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя
как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возрастнаиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки,
которые

помогут

ему

лучше

ориентироваться

в

сложном

мире

человеческих

взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее
себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из
трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных
поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогическим
работникам, работающим с обучающимися данной возрастной категории, предстоит
уделять большее, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление — как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) организовывать для обучающихся экскурсии, реализовывать их воспитательный
потенциал;
8) организовывать профориентационную работу с обучающимися;
9) организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся. Планомерная реализация поставленных задач поз
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.

РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитания – модулях воспитательной работы школы.

Модуль 3.1. «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих
дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и
мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации
используются следующие формы работы.
Вне образовательной организации:


школьниками

социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые
и

педагогами

(благотворительной,

комплексы

экологической,

дел

разной

патриотической,

направленности
трудовой

(например,

направленности),

ориентированные на преобразование окружающего школу социума;



городские методические площадки для обучающихся и педагогов по

развитию ученического самоуправления;



дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках

которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся
жизни школы и поселка;



проводимые для жителей слободы и организуемые совместно с родителями

учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих:
1.

День села (участие в концерте учащихся и педагогов);

2.

участие в митинге, посвященному Дню Победы;

3.

участие в митинге, посвященному Дню освобождения сл. Греково от

немецко-фашистских захватчиков;
4.

участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и

международным событиям:

5.

патриотические акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Цветы

Победы»;
6.

Акция «Голубь Мира» к Международному Дню мира;

7.

«Белые журавли» (памяти, павших на полях сражений во всех войнах);

8.

Акции «Георгиевская ленточка» и «Родные лица»;

9.

Участие в митинге, посвященном Дню памяти и скорби.

10.

Районные соревнования «Безопасное колесо».

На уровне образовательной организации:



общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и

мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и
на уровне поселка, региона, России, в которых участвуют все классы школы:
1. Праздник, посвященный 1 сентября. «Первый школьный звонок»;
2. Линейка «Памяти жертв Беслана». День солидарности в борьбе с
терроризмом;
3. Месячник ЗОЖ «Школа – территория здоровья»;
4. День учителя «Нет выше звания - Учитель»;
5. Всемирный день ребенка;
6. День добра (к Всемирному дню толерантности);
7. Международный День борьбы со СПИДом «Здоровый Я – здоровая Россия»;
8. Международный день инвалидов;
9. Мероприятия, посвященные Дню неизвестного солдата;
10. День героев Отечества;
11. Торжественное мероприятие, посвященное Дню Конституции Российской
Федерации;
12. Международный день прав человека;
13. Новогодние праздники. Бал маскарад;
14. Смотр строя и песни;
15. Мероприятия, посвященные дню;
16. 8 марта «Любимой и родной»;
17. День воссоединения Крыма с Россией;
18. Уроки безопасности по ОБЖ ко Дню пожарной охраны;
19. Мероприятия, посвященные Всемирному Дню авиации и космонавтики;
20. Спортивный праздник, посвященный Всемирному Дню здоровья;

21. Праздник Последнего звонка;
22. Праздник Детства;
23. Мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с употреблением
наркотиков и их незаконным оборотом;
24. Мероприятия, посвященные Дню России;
25. Мероприятия в рамках Всероссийского дня семьи, любви и верности.
26. Акция «Под флагом Отечества» ко Дню Российского флага


следующую

торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на
ступень

образования,

символизирующие

приобретение

ими

новых

социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же
связанные с героико-патриотическим воспитанием;



церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за

активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.



1. Общешкольные линейки по итогам четвертей и года с вручением

похвальных грамот, дипломов и благодарственных писем.
На уровне классов:



выбор и делегирование представителей классов в общешкольные

органы самоуправления, в органы по подготовке общешкольных ключевых дел;



участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых



проведение

дел;
в

рамках

класса

итогового

анализа

детьми

общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;



участие в организации и проведении

мероприятий и

дел,

направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа
ученического самоуправления класса.
На уровне обучающихся:

–

вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в

одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;



индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении

навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;



наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,

проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;



при необходимости коррекция поведения ребенка через частные

беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель)
организует работу

с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися

вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с
родителями обучающихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:

–

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых

делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;

–

организация

интересных

и

полезных

для

личностного

развития

обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой,

спортивно-оздоровительной,

духовно-нравственной,

творческой,

профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь
в

них

обучающихся

с

самыми

разными

потребностями

и

тем

самым

дать

им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе.

–

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного

общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции
каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.

–

сплочение коллектива класса через:

–

игры и тренинги на сплочение ;

–

однодневные

походы,

организуемые

классными

руководителями

и

родителями;

–

празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя

подготовленные учениками поздравления, подарки;

–

регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому

обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

–

выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих

обучающимся

освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать

в школе;
Индивидуальная работа с обучающимися:

–

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через

наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих

отношений,

в

организуемых

педагогическим

работником

беседах

по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с

результатами

бесед

классного

руководителя

с

родителями

обучающихся,

учителями-предметниками;

–

поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками,
выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем
в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

–

индивидуальная

работа

с

обучающимися

класса,

направленная

на

заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

–

коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,

его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через
включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение
взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками

и обучающимися;

– привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих
обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

– привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

– регулярное

информирование

родителей

о

школьных

успехах

и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом:
1.

посещение лично на дому;

2.

информация на школьном сайте;

3.

индивидуальные беседы.

– помощь
регулировании

родителям
отношений

обучающихся
между ними,

или

их

законным

администрацией

представителям

школы

и

в

учителями-

предметниками;

– организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

– создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
обучающихся;

– привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
– организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности в основной школе
МБОУ Грековская ООШ осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-

формирование

в кружках, детских

объединениях

детско-взрослых

общностей,

которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в МБОУ
Грековская ООШ организуются по 5 направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное («Летящий мяч»)
духовно-нравственное (ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов
России), «Юный краевед», «Подросток и закон»)
социальное («Мир вокруг нас»,

«Мы такие разные, но все вместе», «Финансовая

грамотность», «Профессия будущего. Мой выбор»)
общеинтеллектуальное («За страницами учебника истории», «Современные
писатели – детям», «Практическая биология», «Мир занимательной физики»)
общекультурное («Умелые ручки», «По родным просторам»)
и реализуются в рамках следующих выбранных обучающимися видов деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие

их

гуманистическое

мировоззрение и научную картину мира.
Художественное

творчество.

Курсы

внеурочной

деятельности,

создающие

благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у

них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность.

Курсы внеурочной деятельности направленные на развитие

творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них
навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

Модуль 3.4. «Школьный урок»
Реализация

педагогическими

работниками

воспитательного

потенциала

урока

- установление доверительных отношений между педагогическим работником

и его

предполагает следующее:
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию

обучающимся

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-

организация

взаимопомощи

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся

неуспевающим одноклассникам, дающей школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.

Модуль 3.5. «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители осуществляют педагогическое сопровождение на
уровне класса, а на

уровне школы назначен куратор

развития ученического

самоуправления.
Ученическое

самоуправление

в

МБОУ

Грековская

ООШ

осуществляется

следующим образом.
На уровне школы:



через детскую организацию «Школьная страна», которая включает в

себя обучающихся 5-9 классов. Детская организация создана для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы. Имеет свои
символы: гимн, флаг, герб. Управление осуществляется президентом, избираемым на
общешкольных выборах



через работу постоянно действующих секторов по направлениям

деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и

т.п.),

отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т. п.
На уровне классов:



через деятельность мэра класса, представляющего интересы класса в

общешкольных делах и призванного координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;



через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих

за различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:



через вовлечение школьников с 5 по 9 класс в деятельность ученического

самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;



через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую

роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т. п.

Модуль 3.6. «Детские общественные объединения».
Действующие на базе МБОУ Грековская ООШ детские общественные объединения
– это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения. Его
правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении
осуществляется через:

–
общественном

утверждение
объединении

и

последовательную

демократических

процедур,

реализацию
дающих

в

детском

обучающимся

возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

–

организацию общественно-полезных дел, дающих обучающимся

возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивать в себе
такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, общаться, слушать и слышать

других. К таким делам относится, например, посильная помощь пожилым людям,
совместная работа с учреждениями социальной сферы, участие школьников в работе на
прилегающей к школе территории и т.д.

–

договор, заключаемый между ребенком и детским общественным

объединением, который представляет собой механизм, регулирующий отношения,
возникающие

между

обучающимися

и

коллективом

детского

общественного

объединения, его руководителем;

–

сборы

детского

общественного

объединения,

проводимые

в

каникулярное время на базе школы для решения значимых дел;

–

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и

ритуалов.

–

участие членов детского общественного объединения в разного рода

волонтерских акциях;
На базе МБОУ Грековская ООШ в основной школе на основании Положений об
организации деятельности действуют следующие детские общественные объединения
целевой направленности:
№
1.

Название
объединения
ДО «Школьная
страна»

Класс
5-9

2.

Экоотряд
«По родным
просторам»

7-9

3.

Отряд ЮИД
«Перекресток»

5-6

Направления работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
1.

2.

Учебно – познавательное;
Гражданско-патриотическое;
Художественно-эстетическое;
Экологическое;
Спортивно-оздоровительное;
Правовое воспитание и культура
безопасности;
Воспитание семейных ценностей;
Духовно-нравственное.
Природоохранная деятельность;
Практическая деятельность;
Исследовательская деятельность;
Просветительская деятельность..
Воспитание
преданности
своей
Родине на героических, боевых и
трудовых
традициях
милиции,
формирование
правосознания,
гуманного отношения к к людям,
чувства товарищества;
Углубленное
изучение
Правил
дорожного движения, овладение
методами предупреждения детского
дорожно-транспортного травматизма
и
навыками
оказания
первой

3.

4.

4.

Волонтерский отряд

6-7

1.

5.

ДЮП
«Всегда на посту»

8

1.

2.

3.

4.

5.

медицинской помощи пострадавшим
при ДТП, знакомство с оперативно –
техническими
средствами
регулирования дорожного движения;
Проведение массово-разъяснительной
работы по пропаганде Правил
дорожного движения в школе с
использованием
технических
средства пропаганды;
Участие в смотрах и слетах ЮИД,
конкурсах,
соревнованиях
агитбригад.
«Делами
добрыми
едины»
организация
и
проведение
субботников,
мониторинг
экологической обстановки вблизи
реки, на улицах родной слободы, на
детской площадке. Благоустройство
территории, прилегающей к Братской
могиле и часовне. Участие в
экологических конкурсах, акциях и
мероприятиях различного уровня.
Просветительская
работа
среди
младших школьников и односельчан
в части экологического воспитания.
Помощь пожилым одиноким жителям
слободы,
педагогам-пенсионерам,
труженикам тыла и детям войны.
Изучение истории создания и
развития пожарной охраны, а также
роли
и
места
общественных
противопожарных формирований в
обеспечении пожарной безопасности
района.
Обучение
основам
пожарной
профилактики, порядку действий при
пожаре и использования первичных
средств пожаротушения, а также
правилам техники безопасности в
пожарной охране;
Ознакомление с пожарной техникой,
пожарно-техническим вооружением,
системами противопожарной защиты.
Физическое
развитие
детей
и
привитие
им
психологической
устойчивости
к
действиям
в
экстремальных условиях пожара.
Проведение
соревнований
по
пожарно-прикладному спорту.
Приобщение
детей
к
пропагандистской и агитационномассовой работе противопожарной

направленности.
6. Шефская работа среди учащихся
младших классов, а также детей в
дошкольном учреждении.

Модуль 3.7. «Профориентация»
Совместная

деятельность

педагогов

и

школьников

по

направлению

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику

и

консультирование

по

проблемам

профориентации,

организацию

профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
– подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Создавая профориентационно - значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность

школьника к

выбору, педагог актуализирует

его

профессиональное

самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий
не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой
деятельности.
Эта работа осуществляется через:

•

про ориентационные часы общения, направленные на подготовку

школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;

•

профориентационные

игры:

деловые

игры,

решение

кейсов

(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;

•

экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии;

•

посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних

специальных учебных заведениях;

•
выбору

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-тестирования,

прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов,

созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);

•

освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов

по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.

–

Освоение школьниками основ профессии в рамках внеурочной

деятельности «Путь в профессию» (9 кл).

Модуль 3.8. «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ
Грековская ООШ осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:

–

общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении

образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

–

родительские

собрания,

на

которых

обсуждаются

вопросы

возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми;

–

родительские дни, во время которых родители могут посещать

школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;

–

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

–

всеобучи, на которых родители могли бы получать ценные

рекомендации и советы от педагогов по вопросам воспитания и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

–

взаимодействие с родителями, посредством социальных сетей и

чатов, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей)
вопросы.

–

взаимодействие с родителями посредством школьного сайта, на

котором родители (законные представители) получают информацию об образовательном
процессе, об акциях и мероприятиях, проходящих в школе, о новостях образовательного

учреждения.
На уровне класса:

–

классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов

воспитания и социализации детей их класса;

–

родительские дни, во время которых родители могут посещать

школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;

–

классные

родительские

собрания,

происходящие

в

режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;

–

социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие

родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.
На индивидуальном уровне:

–

работа специалистов по запросу родителей для решения острых

конфликтных ситуаций;

–

участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае

возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;

–

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и

внутри классных мероприятий воспитательной направленности;

–

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных

усилий педагогов и родителей (законных представителей).

Модуль 3.9. «Профилактика»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей включает в себя
развитие коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни,
культуры поведения. Создание условий для позитивной социализации обучающихся, для
формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и
свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию
законопослушного поведения, предотвращения социально-негативных явлений, снижения
числа детей «группы риска», реализуется через следующие мероприятия:
Вне образовательной организации:

–
профилактики;

Взаимодействие

со

специалистами

учреждений

системы

–

Участие в работе КДН и ЗП;

–

Встреча со специалистами здравоохранения, ГИБДД, ПДН, КДН и

–

Проведение совместных рейдов по семьям низкого социального

ЗП;
уровня с целью выявления и недопущения противоправных действий учащихся;
На уровне образовательной организации:

–

Составление социального паспорта школы;

–

Посещение семей обучающихся;

–

Выявление обучающихся «группы риска», неблагополучных семей , в

т.ч. находящихся в социально-опасном положении, детей, оказавшихся в трудных
жизненных ситуациях, обучающихся, склонных к правонарушениям и детей, находящихся
под опекой.;

–

Контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся из

«группы риска», выявление обучающихся систематически не посещающих занятия,
неуспевающих обучающихся;

–

Совет профилактики;

–

Работа ШУПР;

–

Месячники ЗОЖ, мероприятия и акции по правовой безопасности и

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

–

Правовое просвещение детей и родителей;

–

Организация летнего труда и отдыха обучающихся, в т.ч. состоящих

на учетах.
На уровне класса:

–

Классные часы в рамках месячников и акций по безопасности,

профилактике правонарушений, ЗОЖ;

–

Привлечение обучающихся к активным формам досуга, творческой,

общественно-полезной деятельности;

–

Мониторинг посещаемости занятий и успеваемости обучающихся, в

т.ч. из «группы риска».
На уровне обучающихся:

–
наркотиков,

Выявление обучающихся, склонных к употреблению алкоголя,
токсических

веществ,

табакокурения

и

постановка

таковых

на

внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое
тестирование и др.);

–

Индивидуальная работа с обучающимися, склонными к совершению

правонарушений, самовольных уходов, уклоняющихся от учебы;

–

Педагогические консультации родителей подростков, попавших в

трудную жизненную ситуацию.

Модуль 3.10. «Точка роста»
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» является
общественным пространством муниципального бюджетного
учреждения

Грековская

основная

общеобразовательная

общеобразовательного

школа,

осуществляющей

образовательную деятельность по ООП НОО, ООО и направлен на формирование
современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по учебным предметам
естественнонаучного направления «Физика», «Химия», «Биология».
Центр «Точка роста» призван совершенствовать условия для повышения качества
образования в общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности,
расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественнонаучной и технологической направленностей, дополнительного образования естественнонаучной направленностей, а также для практической отработки учебного материала по
учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».
Центр

«Точка

роста»

обеспечивает

повышение

охвата

обучающихся

общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности программами
основного общего образования естественно-научной и технологической направленностей
с использованием современного оборудования.
Работа центра организуется по Программе «Точка роста»
Основные цели модуля:
1.

Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части

предметных областей «Физика», «Химия», «Биология», в том числе обеспечение
внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных
программ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта
«Образование».
2.

Реализация

разноуровневых

дополнительных

общеобразовательных

программ цифрового и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках
внеурочной деятельности обучающихся.
3.

Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к

современным общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей
детям иных населенных пунктов сельских территорий.

4.

Внедрение

сетевых

форм

реализации

программ

дополнительного

образования.
5.

Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка

соответствующих образовательных программ, в том числе для пришкольных лагерей.
6.

Содействие созданию и развитию общественного движения школьников,

направленного

на

личностное

развитие,

социальную

активность

программы

дополнительного образования детей.

4.ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

САМОАНАЛИЗА

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ

воспитательной работы в образовательной организации, являются:

-

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;

-

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между обучающимися и педагогами;

-

принцип

развивающего

характера

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

-

принцип разделенной ответственности за результаты личностного

развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так
и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации

воспитательного процесса могут быть следующие:

1.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год,; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и

2.
взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
образовательной

организации

интересной,

событийно

насыщенной

и

личностно

развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских
комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями
(законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

-

качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

-

качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

-

качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

-

качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных

уроков;

-

качеством существующего в школе ученического самоуправления;

-

качеством профориентационной работы образовательной организации;

-

качеством

взаимодействия

образовательной

организации

и

семей

обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу в следующем периоде.

5.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МБОУ Грековская ООШ.

Пояснительная записка
В соответствии с программой воспитания МБОУ Грековская ООШ на январь-май
2021 года в центре воспитательного процесса находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира, приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам
и нормам поведения в российском обществе, формирование у них основ российской
идентичности, ценностных установок и социально-значимых качеств личности; их
активное участие в социально-значимой деятельности.
Цель плана воспитательной работы - обеспечение позитивной динамики
развития личности ребенка посредством вовлечения его

в социально - значимую

деятельность школы.
Задачи:
 интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся на основе
системности, целесообразности и не шаблонности воспитательной работы;
 развитие и расширение сфер ответственности ученического самоуправления,
как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого
обучающегося;
 создание и педагогическая поддержка деятельности детских общественных
организаций;
 создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся как в классах, так и рамках образовательной организации в целом;

 инициирование и поддержка участия классов в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 реализация воспитательных возможностей дополнительного образования и
программ внеурочной деятельности;
 формирование опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье
других людей;
 повысить ответственность педагогического коллектива за эффективность и
качество подготовки одаренных учащихся;
 активизировать работу по формированию команды педагогов, решающих
проектные задачи, повысить их компетентность в данном направлении;
 активизация

работы

родительских

комитетов

классов,

участвующих

в

управлении образовательной организацией в решении вопросов воспитания и обучения
обучающихся;
Реализация этих целей и задач предполагает:
• Создание единой воспитательной атмосферы школы, которая способствует
успешной социализации и личностному развитию ребенка, педагога, родителя в условиях
реализации ГОС.
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития
личности, для охраны здоровья и жизни детей;
• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников
в различных сферах социально значимой деятельности;
• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и
ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических
технологий и методик воспитательной работы;
• Развитие различных форм ученического самоуправления;
• Дальнейшее
образования в школе;

развитие

и

совершенствование

системы

дополнительного

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2021 – 2022 учебный год
Название мероприятия

Направление
СЕНТЯБРЬ
Культуротворческое и
эстетическое
направление
Гражданскопатриотическое
направление
Гражданскопатриотическое
направление

Гражданскопатриотическое
направление

Классы

Ответственный

Праздничные мероприятия,
посвященные Первому сентября
«Здравствуй, школа!»
Урок «Науки и технологий»

5-9 кл

Старшая вожатая,
Классные руководители

5-9 кл

Классные руководители

День воинской славы России. День
окончания Второй мировой войны
(учреждён федеральным законом N
170-ФЗот 23.07.2010.Приурочен к
подписанию акта о капитуляции
Японии 02.09.1945).
Мероприятия, классные часы,
акции, приуроченные Дню
солидарности в борьбе с
терроризмом «Слезы Беслана в
наших сердцах»

5-9 кл

Старшая вожатая

5-9 кл

Учитель
истории,
классные руководители

5-9 кл

Классные руководители

Правовое воспитание и Неделя безопасности дорожного
движения;
культура
Акции: «Зебра пришла в школу»,
безопасности

«Ребенок – пассажир», «Пропусти
пешехода»
Здоровьесберегающее Участие в районном конкурсе на
лучшую организацию работы по
направление
профилактике наркомании,
табакокурению, алкоголизма,
ВИЧ/СПИДа, пропаганде ЗОЖ в
молодежной среде.
Участие в мероприятиях, посвященных
Воспитание
положительного областному Дню профессии.
отношения к труду и Тематическое занятие «Мир профессий.
Шаг в будущее» ; конкурс проектов
творчеству
среди учащихся «Я выбираю
профессию…»

ОКТЯБРЬ
Воспитание семейных Уроки нравственности ко
Всемирному дню пожилых людей.
ценностей,
добра»
организация
Культуротворческое и «Почта
поздравления
пожилых
жителей
эстетическое
слободы и ветеранов педагогического
направление
труда.

Здоровьесберегающее Месячник ЗОЖ «Школа – территория
здоровья»
направление

- Тематические классные часы по
проблемам укрепления здоровья и
здорового образа жизни «Я выбираю
жизнь!»
- конкурс рисунков, плакатов, газет,
буклетов «Молодое поколение выбирает
здоровый образ жизни»;
«Наше здоровье в наших руках»:
«О, спорт, ты – жизнь»

Руководитель отрядов ЮИД

5-9 кл

Старшая вожатая,
Классные руководители

5-9 кл

Старшая вожатая

5-9 кл

Старшая вожатая,

5-9 кл

Старшая вожатая,
Классные руководители
Учитель физкультуры

Культуротворческое и Участие в районных конкурсах и
акциях, посвященных празднику осени
эстетическое
«Осенняя пора очей очарованье!»
направление

5-9 кл

Старшая вожатая

5-9 кл

Учитель информатики
Сидоренко Т.В.

5-9 кл

Старшая вожатая

5-9 кл

Старшая вожатая,
Классные руководители

5-9 кл

Старшая вожатая,
Классные руководители

5-9 кл

Учитель обществознания

5-9 кл

Классные руководители

8 кл

Классный руководитель

Организация и проведение праздничных
мероприятий ко Дню Учителя.

Здоровьесберегающее Участие в мероприятиях, проводимых в
рамках Всероссийского урока
направление
Гражданскопатриотическое
направление

безопасности школьников в сети
Интернет
Участие в акциях памяти и проектах
различного уровня, памяти павших
солдат на полях сражений во всех
войнах

НОЯБРЬ
Интеллектуальное и Осенние каникулы (отдельный
культуротворческое план)
направление
«Россия. Доблесть. Сила»,
творческие конкурсы, акции и
классные часы, посвящённые дню
Народного Единства
Здоровьесберегающее Акции и классные часы «Нет направление
курению!», посвящённые

международному Дню отказа от
курения
Правовое воспитание и Тематические мероприятия,
культура
приуроченные Всемирному дню прав
безопасности
ребенка
Социокультурное и Цикл мероприятий и занятий ко Дню
медиакультурное
добра (к Всемирному дню
направление
толерантности):
- Проведение анкетирования на
определение сформированности
толерантного поведения у учащихся.
- Тематические классные часы:
•
«Все мы разные, но все мы
заслуживаем счастья»,
•
«Профилактика и разрешение
конфликтов»,
•
«Толерантность и
межнациональные кон¬фликты. Как
они связаны?»,
•
«Мы против насилия и
экстремизма»
Воспитание
Тематическое мероприятие по
положительного
профориентации «Ярмарка профессий»

отношения к труду и
творчеству
ДЕКАБРЬ
Здоровьесберегающее Международный День борьбы со
направление
СПИДом «Здоровый Я – здоровая
Россия»
Социокультурное и Тематические классные часы, акции,
медикультурное
приуроченные Международному
направление
дню инвалидов
ГражданскоМероприятия, посвященные Дню
патриотическое
неизвестного солдата.

5-9 кл

Старшая вожатая,
классные руководители

5-9 кл

Старшая вожатая,
классные руководители

5-9 кл

Старшая вожатая,
классные руководители

направление

9 декабря – День героев Отечества
Акция «Вспомним имена героев»
ГражданскоОрганизация мероприятий ко Дню
патриотическое и Конституции
Культуротворческое - Конкурсы рисунков, сочинений,
направления
посвященные государственной
символике РФ
- Уроки России
-Викторина «Символы государства
Российского»
Тематические классные часы
Торжественное мероприятие,
посвященное Дню Конституции
Российской Федерации
Правовое воспитание и Международный день прав человека
культура
Неделя прав человека
безопасности
Тематические классные часы
Культуротворческое и Новогодний праздник.
эстетическое
Участие в муниципальных конкурсах,
направление
посвященных Новому году и Рождеству
ЯНВАРЬ
Месячник патриотических акций и
спортивной работы
Гражданскопатриотическое
(по отдельному плану)
направление
Интеллектуальное
направление
ФЕВРАЛЬ
Культуротворческое и
гражданскопатриотическое
направление
Культуротворческое и
эстетическое
направление
Интеллектуальное
направление
Гражданскопатриотическое
направление
Культуротворческое и
эстетическое
направление
МАРТ
Воспитание семейных
ценностей,
Культуротворческое и
эстетическое
направление
Культуротворческое и
эстетическое
направление

5-9 кл

Старшая вожатая,
классные руководители

5-9 кл

Учитель обществознания

5-9 кл

Старшая вожатая,
классные руководители

5-9 кл

Старшая
вожатая,
учитель истории

Неделя физкультуры

5-9 кл.

Учитель-физкультуры

Фестивали
патриотического
направления;
- Акции «Посылка солдату»;
«Открытка для Деда»
Конкурс сочинений и рефератов по
противопожарной тематике

5-9 кл

Старшая вожатая

5-9 кл

Неделя ОБЖ

5-9 кл

Руководитель
ДЮП
Учитель ОБЖ

Всемирный
день
гражданской
обороны ( просмотр док.фильмов
по ГО)
Участие в разного уровня и
направления краеведческих и иных
конференциях и проектах

5-9 кл

Учитель ОБЖ

5-9 кл

Старшая
вожатая,
учителя-предметники

Праздничные
мероприятия,
конкурсы и акции, посвященные
Международному Женскому дню.
Изготовление стенгазен

5-9 кл

Старшая вожатая,
Классные руководители

Конкурс
стенгазет
противопожарной тематике

по

5-9 кл

Вожатая
Руководитель
ДЮП

отряда

отряда

Гражданскопатриотическое
направление

День воссоединения Крыма
Россией.
Тематические мероприятия

с

5-9 кл.

Вожатая
Классные руководители

АПРЕЛЬ
Интеллектуальное
направление

Неделя истории

операция
Здоровьесберегающее Профилактическая
«Жилище»
направление
Уроки безопасности по ОБЖ ко
Дню пожарной охраны
Мероприятия,
посвященные
Гражданскоавиации
и
патриотическое и Всемирному Дню
культуротворческое космонавтики.
-Гагаринские уроки, викторины ,
направление
посвященные Дню космонавтики.
-Классные часы и акции
Здоровьесберегающее Районные соревнования «Безопасное
колесо»;
направление
Спортивный
праздник,
посвященный Всемирному Дню
здоровья;
Экологическое
направление

День древонасаждения

МАЙ

Гражданскопатриотическое
направление

Воспитание семейных
ценностей
Культуротворческое и
эстетическое направление

Здоровьесберегающее
направление

ИЮНЬ-АВГУСТ
Культуротворческ
ое направление

Учитель истории

5-9 кл

Учитель ОБЖ

5-9 кл.

Старшая
вожатая,
классные руководители

5 кл
5-9 кл

5-9 кл

Вахта «Памяти» (по отдельному
плану)
Акция «Ветеран живет рядом»
Праздничные концерты «Май,
цветы, салют!»
Конкурс
рисунков
«Память
поколений», посвященный Дню
Победы в Великой Отечественной
войне
Фото-проекты
и
акции
«Георгиевская ленточка» «Родные
лица» и др;
Положение ДДиЮ
День семьи
-Тематические классные часы и
мероприятия
совместно
с
родительскими активами классов
Праздник Последнего звонка

Всероссийская акция «Внимание,
дети!»
Праздник Детства;
Мероприятия
в
Пушкинского дня России;

5-9 кл

рамках

5-9 кл

5-9 кл

Руководитель
ЮИД

отряда

Старшая
вожатая,
учитель физкультуры
Старшая вожатая
Классные руководители

Старшая
вожатая,
классные руководители

Старшая
вожатая,
классные руководители

5-9 кл.

Старшая вожатая

5-9 кл

Старшая вожатая,
классные руководители

5-9 кл

Старшаяя
вожатая,
классные руководители

Здоровьесберегающее
направление

Гражданскопатриотическое
направление

Мероприятия
в
рамках
Международного Дня друзей.
Мероприятия,
посвященные
Международному дню борьбы с
употреблением наркотиков и их
незаконным оборотом;
Конкурс «У светофора каникул
нет!»

Мероприятия, посвященные Дню
России;
Участие в митинге, посвященном
Дню памяти и скорби;
Акция «Под флагом Отечества» ко
Дню Российского флага
в
рамках
Воспитание семейных Мероприятия
Всероссийского дня семьи, любви
ценностей
и верности

5-9 кл

Старшая вожатая
Руководитель
отряда
ЮИД

5-9 кл

Старшая вожатая

5-9 кл

Вожатая

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».