Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грековская основная общеобразовательная школа Обсужден и рекомендован к утверждению педагогическим советом МБОУ Грековская ООШ протокол № 11 от 18.07.2022 Председатель педагогического совета________Авраменко И.В. Утверждаю. Директор МБОУ Грековская ООШ ________ Авраменко И.В. приказ № 60 от 18.07.2022 Учебный план общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Грековская основная общеобразовательная школа 2022-2023 учебный год сл.Греково 2022 Пояснительная записка. Учебный план МБОУ Грековская ООШ для обучающихся с ОВЗ является нормативным документом, регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса обучающихся с ОВЗ. Учебный план для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями (Приказы Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 28.12.2018 №345, от 20.05.2020 №254); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Грековская ООШ. Данный учебный план составлен для обучающихся с умственной отсталостью. Специальных (коррекционных) классов в МБОУ Грековская ООШ нет, дети обучаются инклюзивно, в общем классе. На основании заключения ПМПК г.Миллерово от 20.10.2021 № 139 и заявления родителей с 15.11.2021 в МБОУ Грековская ООШ обучается инклюзивно в 1-4 классах 2 ребенка с ОВЗ (умственная отсталость): Количество детей с УО Программа обучения 3 1 АООП, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) 4 1 АООП, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) Класс (общеобразовательная, задержка психического развития, умственная отсталость или иная) По какой программе обучается в соответствии с заявлением родителей АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Для учащихся начальной школы устанавливается пятидневная учебная неделя. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком, утвержденным приказом по школе. Продолжительность урока для 3-4 классов – 45 минут. В соответствии с требованиями СанПиНа в расписании имеется 2 большие перемены по 20 минут. Учебный план по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает учебные предметы, содержание которых учитывает их интеллектуальные возможности. Учебный план имеет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть учебного плана включает следующие образовательные области: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей с указанием количества часов на изучение обязательных учебных предметов по классам. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, обеспечивающее удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в развитии. За счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (3 часа), увеличены учебные часы, отводимые на изучение следующих предметов: 3 класс - «Русский язык» (1 ч.), «Чтение» (1 ч.), «Математика» (1 ч.). 4 класс - «Русский язык» (1 ч.), «Чтение» (1 ч.), «Математика» (1 ч.). Формы промежуточной аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится, начиная с третьей четверти второго класса. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится в форме выставления годовой оценки на последнем уроке учебного года на основе результатов четвертных оценок и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных оценок. Округление результата проводится по правилам математического округления. После окончания 9 класса учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) получают свидетельство об обучении. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями и ритмикой. На реализацию этой области использовано 6 часов в неделю. Выбор коррекционных занятий, их количественное соотношение осуществляется школой самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, а также из кадрового и материально-технического обеспечения ОУ. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Коррекционно-развивающее направление является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями: «Ритмика», «Занятия с педагогом-психологом», «Занятия с учителем-логопедом», «Занятия с учителем-дефектологом». Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации и предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Учебный план имеет необходимое кадровое, программно-методическое, материальнотехническое обеспечение. Для обучения детей по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используются специальные учебники, включенные в утвержденный федеральный перечень учебников. В школе обучение ведется на русском языке. Учебный план общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет способствовать демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, даст возможность развитию личности и удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов школьников. Учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая Русский язык практика Чтение Речевая практика Математика Математика Естествознание Мир природы и человека Искусство Музыка Изобразительное искусство Физическая Физическая культура культура Технология Ручной труд Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Чтение Математика Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5 дневной учебной неделе) Коррекционно– развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) Занятия с педагогом-психологом Занятия с учителем-логопедом Занятия с учителем-дефектологом Ритмика Внеурочная деятельность: Итого Количество часов внеделю 3 класс 4 класс Всего 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 6 8 4 8 2 1 1 1 1 2 2 3 3 6 1 20 3 1 20 3 2 40 6 1 1 1 23 1 1 1 23 2 2 2 46 6 6 12 1 2 2 1 2 31 1 2 2 1 2 31 2 4 4 2 4 62 План внеурочной деятельности МБОУ Грековская ООШ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Направления внеурочной деятельности Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Итого Программа Вид деятельности Количество часов в неделю 3 кл. 4 кл. Всего Разговоры о важном Информационнопросветительская 1 1 Летящий мяч спортивнооздоровительная игровая 1 1 2 2