Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о специальных условиях для
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273
под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя:
- использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной
категории обучающихся, включая создание специальных условий в
общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные
программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в
отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания
образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в
соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии".
Зачисление в образовательную
организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение
пообразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным
приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и
осуществляется на основании личного заявления родителя (законного
представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть
определена:
- образовательная программа
(основная образовательная программа начального, или основного, или среднего
общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы
начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ №
273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося
с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или
специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая
особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст.
2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода
динамического наблюдения;
- направления работы специалистов
сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог,
учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения
государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и
индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей
(законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не
представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем
представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является
основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования,
и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере
образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в
соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13
ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления
образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям,
осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения
образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным
программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства
просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования", регламентирующий
особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил некоторые
особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности,
ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по
рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц,
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ
№ 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего
общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что адаптированные
основные общеобразовательные программы являются предметом государственной
аккредитации.
В соответствии со статьей 16 ФЗ №
273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе
для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных
образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки
РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ Грековская ООШ
специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации
информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт
адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
Специально оборудованные учебные кабинеты
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Учебные кабинеты, при необходимости могут быть
приспособлены для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
с нарушениями опорно-двигательного аппарата – может
быть увеличено расстояние между рядами парт,
для слабослышащих – могут быть оборудованы
звукоусиливающей аппаратурой,
для слабовидящих – могут быть оборудованы дополнительным
освещением и увеличительными средствами.
При наличии медицинских показаний для инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется обучение на
дому.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Учебные кабинеты для проведения практических
занятий (кабинет физики и химии, комбинированная мастерская)при необходимости могут быть приспособлены для инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
для слабослышащих – могут быть оборудованы
звукоусиливающей аппаратурой,
для слабовидящих – могут быть оборудованы дополнительным
освещением и увеличительными средствами,
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата –
может быть увеличено расстояние между рядами парт и партами.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Специальных
приспособлений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в спортивном
зале и на спортивной площадке нет.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
для слабовидящих – настольные светильники, лупы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Здание
по адресу сл. Греково, ул. Центральная 3,
-при
входе в школу слева оборудованпандус с перилами;
- перед
входной группой слева расположен указатель и звонок вызова ассистента
(помощника) из числа сотрудников школы, для предоставления услуг по оказании
инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи, а так же тактильная
схема;
Конструктивные
особенности здания не предусматривают наличие подъемников.
Тифлотехника,
тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных
колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа
специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Питание осуществляется в школьной столовой, оснащенной
технологическим оборудованием, на 24
посадочных места.
Примерное десятидневное меню разработано с учетом сезонности,
необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности
суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11
и 12-15 лет).
Все учащиеся обеспечены горячим питанием. Для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья организовано двухразовое бесплатное питание (завтрак, обед).
Расписание занятий предусматривает 20-минутный перерыв для
питания обучающихся.
Специальные условия охраны здоровья
Специальных
условий охраны здоровья нет. Условия охраны здоровья, указанные в разделе
«Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»,создаются,
в том числе и для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе
к сети Интернет, осуществляется на основе договора, заключенного с ПАО
«Ростелеком». Пропускная способность - 5 Мбит/с. Для ограничения доступа
учащихся к Интернет-ресурсам нежелательного содержания используется система
контентной фильтрации. Для ведения электронного журнала школа использует
систему"Дневник.ру".Всем педагогам и
обучающимся предоставлен доступ к сети Интернет, кроме этого организована
локальная сеть, через которую обеспечен электронный документооборот и обмен
информацией в школе.Образовательное учреждение имеет официальный сайт с
версией для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Министерство просвещения РФ* –https://edu.gov.ru/
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)* –https://fipi.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ* –http://www.ege.edu.ru/
Официальный информационный портал ГИА9* –http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru/
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) -https://fioco.ru/
Российская электронная школа (РЭШ) -https://resh.edu.ru/
Московская электронная школа (МЭШ) -https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Яндекс. Учебник -https://education.yandex.ru/home/
Сайты, отмеченные * оснащены версией для слабовидящих людей.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
По состоянию на 01 сентября 2022 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Специальные
технические средства обучения коллективного или индивидуального
пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
отсутствуют.